Топиари

Вы наверняка не раз видели красивые зеленые скульптуры и фигурные кустарники и деревья… Именно эту  фантазийную, неординарную художественную стрижку деревьев и кустарников называют топиари. Слово имеет греческие и латинские корни: греческое слово – topis означает – усадьба, А латинское topia – фреска с изображением ландшафта, topiarus – более подходящее – садовод. Немного интересных фактов из истории, особенности и нюансы топиарного искусства осветит наша статья.

Существует много способов облагородить свой ландшафт, но, топиарное искусство по праву входит в рейтинг лучших. Этот вид ландшафтного искусства является одним из самых древних.

История топиарного искусства.

Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам.

С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе. 

После распада Римской империи топиари получило новый виток развития – оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.

Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.

Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др.

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

Но, как и у любого модного направления, у топиари появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, пейзажные сады. Это стало началом моды на естественную красоту. Тем не менее, топиари не стало забытым видом искусства. С конца 18 века его популярность снова начала набирать обороты.

Прогрессивные садоводы оформляли дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями, узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.

Сегодня…

В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.

Садово-парковое искусство является критерием  оценки благосостояния и общего культурного развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует – пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников- топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.

Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен. В городском озеленении топиарное искусство практически отсутствует, можно сказать не применяется, да и правильный уход за растениями осуществляется неквалифицированными работниками.

Самыми подходящими растениями для топиари будут компактные медленно растущие хвойные и лиственные деревья и кустарники, имеющие мелкие и многочисленные иголки или листья. Наиболее часто используются тис и самшит (только учтите, что оба они ядовиты). Благодаря ярким ягодам и осенней окраске листьев нарядно будут смотреться барбарис, кизильник и остролист (падуб). Очень благородный вид у туи, лавра, оливы, плакучей ивы и кипариса.  Для нашей полосы подойдут устойчивые к холодам боярышник и бирючина обыкновенная. Может использоваться и сосна, но это подвластно только настоящим профессионалам.

Самые популярные формы растений в топиарном искусстве – стриженые стены, бордюры, живые изгороди и разнообразные фигуры. Стриженые растения в саду делают сад ухоженным и опрятным и формуруют позитивное мнение о владельце участка. Конечно, такие композиции требуют повышенного внимания и тщательного ухода, поэтому лучше всего прибегать к помощи специалистов. Лучше всего поддаются формировке вышеуказанные туя, граб, самшит, тис, дерн, барбарис и боярышник. Хвойные деревья более привлекательны, так как даже зимой они будут радовать вас своими необычными, ярки формами и зеленым цветом.

Еще больший эффект будут производить стриженые растения, если у них будет различная окраска листвы. Одним словом, в данном искусстве основным ограничением является только фантазия дизайнера, так как возможностей просто море. Наиболее декоративно выглядят разбросанные по саду формы животных. Создать их сложно, зато результат будет ошеломляющим.

Разновидности топиарного искусства

Существует несколько разновидностей топиарного искусства. Классификация дается на усмотрение автора, потому что, как таковой, её просто не существует, а все виды орнаментального садоводства называются Topiary (или Грин Арт - как Вам больше нравится).

В классическом понимании — это геометрические или фантастические формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону, веревке или на глаз. Иногда используется стягивание ветвей. В странах с более мягким климатом используются самшит, тис, также используется лавр благородный. В России ассортимент растений несколько другой, но нельзя сказать, что ограниченный: от кизильника блестящего (северного самшита) до большого разнообразия дикорастущих и культурных ив.

"Новое топиари" (прибл. 18 век) — было придумано американцами, и подразумевает под собой стрижку растения по металлическому каркасу, что значительно облегчает дальнейшее поддержание формы и пока зеленая скульптура дорастает до нужного размера, идею передает металлическая скульптура, внутри которой высажено растение. Несмотря на то, что это удобно, профессионалы отказываются от каркасов, объясняя это тем, что часто растение врастает в каркас, что нельзя допускать, да и рука мастера натренирована, чтобы стричь без шаблона. Только для очень сложных конструкций, как например шея лебедя или фигуры гончих псов, в топиарном парке Ладью (США), используется каркас. Для условий Москвы и Подмосковья, каркас должен быть съемным, так как зимой металлическая конструкция, а соответственно и растение, будут промерзать сильнее.

"Грин Арт" — от желания скорейшего результата, стали изобретать различные модификации топиарных конструкций. Это могут быть металлические конструкции, с торфо-сфагнумовым наполнением, (в зависимости от ассортимента такая конструкция может жить от одного сезона до 5 лет, при соответствующем уходе). Высаживают комнатные (в том числе и мелколистные плющи), уличные растения, однолетники и многолетники. В условиях нашего климата, такие конструкции целесообразней делать на один сезон, потому, что поддержание и уход будут проблематичы. В зимних садах и оранжереях такие скульптуры будут, несомненно, выигрышны, как в оригинальности идеи, так и уходе. Скульптуры могут быть уличными (большими), комнатными (маленькими), идея и ассортимент используемых растений остаются все теми же. Но это уже из области фитодизайна (комнатного садоводства) или флористики, потому, что также активно используются срезанные цветы, ветви вечнозеленых или хвойных растений, которыми декорируется форма. Кстати, применение неживых материалов также возможно но, на мой взгляд, к садоводству это не имеет уже никакого отношения.

Обратите внимание:

Для создания топиарных форм используются растения старше пяти лет с развитой корневой системой.

В условиях холодного климата живые изгороди не должны иметь вертикальных стен, иначе нижние ветви недополучат света и будут оголяться. Угол наклона поверхности изгороди к земле должен составлять не менее 10 градусов. 

Для живых изгородей можно использовать несколько пород растений, получая интересные цветовые эффекты. При создании и уходе за живыми изгородями существуют отдельные тонкости:

Для любой стрижки существует золотое правило – не убирать за один раз более трети массы растения, иначе оно может начать болеть и чахнуть.

Уход за топиарами включает в себя регулярные подравнивание кроны (сообразно дизайнерскому замыслу и виду растения), подкормку, полив и санитарную обрезку.

В заключении

Понятно, что настоящие шедевры сможет создать только истинный мастер. Но и каждый желающий может попробовать создать живую скульптуру. При этом понадобится много сил и терпения, а еще важно при этом выбрать правильный «материал».

В последнее время топиари стали особенно популярны. Многие люди обзаводятся собственными домами и поместьями. В этом случае сады часто украшают с помощью зеленых шедевров топиари. Живые скульптуры встречаются в городских парках и скверах, становясь настоящими достопримечательностями. Создаваемые парки топиарного искусства, которые всегда привлекают посетителей, могут стать весьма доходным бизнесом.

У нас в Беларуси, топиари, к сожалению, не имеет должного развития. Лишь изредка можно встретить некоторые примеры мастеров, которые пытаются создать шедевры на отдельной территории. Надеюсь, что в скором времени, ситуация изменится, и мы сможем любоваться подобными изобретениями искусства и в собственной стране.

 

Недвижимость на internet-realtor.com